ГЛАВНАЯ Методическая копилка Уроки Урок Правописание падежных окончаний имён существительных в предложном падеже Учитель: Смирнова О.А.

YOOholidays

Урок Правописание падежных окончаний имён существительных в предложном падеже Учитель: Смирнова О.А. PDF Печать E-mail
Методическая копилка - Уроки
Автор: Administrator   
25.12.2019 10:29

Правописание падежных окончаний имён существительных в предложном падеже

Класс: 4

Учитель: Смирнова О.А.

Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

Задачи:

Обучающие

1.  Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

2. Формировать умение проверять безударные окончания имён существительных единственного числа в предложном падеже.

развивающие

1. Развивать навык грамотного письма.

2. Развивать мышление , память, речь учащихся.

воспитывающие

1. Воспитывать доброту, взаимовыручку, товарищество, правильное отношение к человеческим ценностям.

здоровьесберегающие

1. Соблюдать санитарно - гигиенические нормы.

2. Сменять виды деятельности учащихся.

3 Соблюдать двигательную активность детей. 

Тип урока: урок введения новых знаний 

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные -постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. 

Применение педагогических технологий: технология игрового обучения, информационно - коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации, перспективно - опережающего обучения, развития творческого воображения. 

Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в парах, групповая, дифференцированная 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, сигнальные карточки, цветные кружки - фишки 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент. Создание ситуации комфорта.

- Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня…
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

– Ребята, а может у кого из вас есть особые пожелания друг для друга?

 

1 ученик

- Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.

 

2 ученик

- Я хочу, чтобы у каждого всё получилось.

 

3 ученик

- Хочу, чтобы все были внимательны, слушали учителя и ребят-одноклассников.

 

4 ученик

- Ребята, я желаю, чтобы все справились с заданиями.

 

– Ребята, я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас всё

получится.

 

 

- Мы с вами говорим и пишем  на русском языке. А знаете ли вы, что до появления азбуки наши предки – древние славяне пользовались узелковым письмом. Знаки не записывались, а передавались с помощью узелков, связанных на нитях. Память о древнем письме осталась в языке, фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память». Нам сегодня необходимо быть внимательными и в течение урока развязать все узелки.

-На уроке вы будете сами оценивать каждый вид работы, а результаты записывать в таблицу.

 

2. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка. (1 узелок)

У меня для вас есть интересная игра.

 

Игра «Кто где живёт».

-Перед вами названия горожан, вы должны записать название города , в котором живут эти люди и выделить окончание существительного.

Киевляне-…, рязанцы - …, севастопольцы - …, сызранцы - …, москвичи -…, петербуржцы-…, новгородцы- …, пермяки-…, калужане -….

Слова для справок: Севастополь, Москва, Рязань, Новгород, Сызрань, Санкт- Петербург, Пермь, Киев, Калуга.

*Проверка по образцу. - Оцените свою работу. Вы были внимательными. Один узелок развязали. 

 

2. Самоопределение к деятельности.

 

К какой части речи относятся записанные вами слова? Что вы знаете об имени существительном? Определи падеж записанных вами имен существительных.

На какие вопросы отвечают существительные в П.п? (о ком? о чем? на чем? и т.д.)

- С какими предлогами употребляются сущ в П.П.? (о, при, на, в)

Как вы думаете, какую тему мы с вами продолжим изучать? (Ответы детей). Тема нашего урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных в предложном падеже.» Какую цель мы с вами ставим на уроке?

Мы смогли определить тему и задачу урока, поэтому развязываем еще один узелок.

3. Учебно - познавательная деятельность.

1)Сообщение ученика

- У П.п. много друзей – предлогов. Без предлогов он никогда не отправляется на работу. А работать П.п. любит. Существительные с ним употребляются очень часто, они занимают второе место после именительного падежа. И употребляются для обозначения времени, места, а также того, о ком (или о чем) мы ведём речь.

 

- Часто падежи в русском языке начинают проявлять коварство и пытаются запутать.

- Прочитайте стихотворение. (читает ученик). 

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься при луне. Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле.

Какие окончания имен существительных прощены в словах? (ударные). Как пишутся ударные окончания имен сущ. в предложном падеже?

Я мечтаю о вершине,

К ней помчусь я на машине.

Я мечтаю о ракете,

О далекой той планете.

Какие окончания имен существительных прощены в словах? (Безударные).

 

Чтобы не ошибиться, давайте составим с вами алгоритм действий.

  1. 1.Нахожу имя сущ.
  2. 2.Определяю падеж.
  3. 3.Определяю склонение, для этого ставлю слово в нач. форму.
  4. 4.Действую по любому из способов()1способ-вспоминаю какое окончание пишется у сущ в данном падеже и скл., или подбираю слово-помощник с этом же падеже и скл. Только с ударным окончанием.

-Теперь работаем, применяя алгоритм.

 

  • Заполнение таблицы о предложном падеже.  

О ком?

О чём?

 

О (об), в, на, при

1 скл. : - е

2 скл.:  - е

3 скл.:  - и

 

- Каким членом предложения являются имена существительные в П. п.? 

- Сверьте правильность заполнения. Если всё правильно, вы справились с работой! Оцените свою работу в таблице. Развязываем следующий узелок.

Физминутка.

 

2).Работа в паре.

 

Вставь окончание - Е или - И

 

Укажи склонение

Прочитал о самолёт...

 

Остановились в бухт..

 

Нашёл в пещер...

 

Грелся на солнц...

 

Увидел на пристан...

 

Плыли на лодк...

 

В центр... Америки

 

Записали в журнал...

 

Лежал на поверхност...

 

 

 

- Сделайте вывод о том, какие окончания имеют имена существительные в П. п?

- Оцените себя. Ещё один узелок развязан.  

5. Закрепление темы.

- Подберите подходящие по смыслу слова, употребляя их в нужном падеже.

Пушистый снег лежит  на ... (1 скл, П.п., ед. ч.),  ... (1скл., П.п., ед.ч.),  ... (2 скл., П.п., ед. ч.), ... (3 скл., П.п., ед. ч.). Мы идём кататься на ...  (1скл., П.п., ед.ч.), ... (1скл., П.п., ед.ч.). 

 

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Садитесь поудобнее,

К концу подходит наш урок.

Чтоб развязать последний узелок,

Нужно подвести итог.

- Согласны ли вы с утверждениями? (если да ставим +, если нет, то - ) 

1. Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются без предлогов.

2. Безударные окончания имён существительных пишутся так же, как и ударные того же склонения.

3. Слово лиса подскажет, как правильно написать безударное окончание существительного 3 склонения.

4. Слово слон подскажет, как правильно написать безударное окончание существительного 2 склонения.

5. Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного достаточно определить падеж.

6. У существительного 2 склонения в П. п. окончание  - и.

7. У существительных 1. 2 склонения в П.п. окончание - е.

Ответы:  -   +  -  +  -  -  +

- Проверьте правильность выполнения.

6. Рефлексия.

- Зачем нужно знать падежные окончания имён существительных?

Какое задание было самым лёгким?

Какое задание было самым трудным?

Что получилось лучше всего?

-Вернёмся к задачам нашего урока.

-Выскажите свое мнениепо следующим критериям:

-Всё понял и могу научить других…

-Всё понял…

-Понял, но были затруднения..

-Мне ещё трудно…

-Мне требуется помощь в …

 

7. Домашнее задание творческого характера.

-Составить 6 предложений, употребив одно и то же слово во всех падежах.

 

 

 

1 способ

2 способ

  1. Определить падеж.
  2. Определить склонение
  3. Вспомнить окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже

Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже