НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
По материалам информационно-методического сборника по опыту развития государственно-общественного управления в муниципальной системе образования Ленинградской области: «Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в условиях модернизации региональной системы образования Ленинградской области».
Санкт-Петербург, 2011.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА
– Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
– Федеральный закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».
– Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
– Федеральный закон от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях».
В настоящее время федеральной правовой основой для создания Управляющего совета являются законодательные нормы, закрепленные в ст. 2, 13, 32 и 35 Закона РФ «Об образовании» (далее – Закон). Несмотря на то, что термин «управляющий совет» не используется в формулировках этих норм, Закон предоставляет образовательным учреждениям права самостоятельно выбирать структуру управления, создавать органы самоуправления, определять их компетенцию, разграничивать полномочия между советом и руководителем учреждения. В соответствии с предоставленными правами в школе, например, может быть создан либо «традиционный» совет с правом совещательного голоса, либо Управляющий совет с управленческими полномочиями по усмотрению школы и учредителя.
Закон, в частности, содержит следующие правила (нормы), на которые можно ссылаться при создании Управляющего совета:
– п. 6 ст. 2 закрепляет в качестве принципа правового регулирования (принципа государственной политики) в сфере образования демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений;
– согласно п. 1 ст. 35 управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения;
– п. 2 ст. 35 устанавливает, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.
В качестве формы самоуправления ОУ п. 2 ст. 35 Закона предусматривается «совет образовательного учреждения», а также другие формы самоуправления. При этом согласно п. 5 ст. 35 ОУ предоставляется право разграничивать в уставе полномочия между советом образовательного учреждения и руководителем ОУ.
Другие органы самоуправления, с которыми можно было бы разграничить полномочия руководителя, в Законе не предусматриваются.
При создании управляющего совета в автономном образовательном учреждении необходимо также учитывать полномочия наблюдательного совета автономного учреждения, которые жестко определены и перечислены в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» и не могут быть переданы никаким другим органам управления.
Состав Управляющего совета в значительной мере обусловлен нормами Закона. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 50 Закона обучающиеся всех ОУ имеют право на участие в управлении ОУ.
Такое же право Закон предоставляет родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся (п. 1 ст. 52) и всем работникам образовательного учреждения (п. 1 ст. 55***). В действующих федеральных законах и нормативных актах, в частности в типовых положениях, ничего не говорится о возможности или необходимости включения в состав Управляющего совета лиц, не имеющих юридических отношений с данным учреждением, например, представителей местного сообщества, работодателей, представителей органов управления, общественных организаций и других юридических лиц. Однако, поскольку работа членов Управляющего совета осуществляется на общественных началах, рекомендации о включении в его состав указанных лиц содержатся в методических документах Министерства образования РФ.
Включение в состав Управляющего совета представителей общественности не противоречит и не запрещено действующим федеральным законодательством.
|